ЕВИТА - благотворительный фонд Я вижу твои сигналы — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Я вижу твои сигналы

22.01.2021

Разобравшись в том, что ребенок с нарушениями развития способен ощущать мир, пусть и иначе, мы решаем установить контакт и пообщаться. Мы искали и нашли 7 пунктов, которые помогут в подготовке к взаимодействию. На что обратить внимание при интерпретации ответов невербального обездвиженного ребенка:

  • Ребенок с тяжелыми нарушениями развития может не плакать, если напуган. Мимика не всегда отразит состояние, а вот сердцебиение и дыхание участятся. При перемещении («что происходит, куда меня несут») возможно вскидывание ручек. Для того чтобы минимизировать стресс, ребенку необходимо рассказать, предупредить о том, что сейчас произойдет, что его возьмут и посадят в коляску, например. Движения взрослого должны быть уверенными, нерезкими и правильными. Сигналом о страхе могут быть широко открытые глаза, а так же более яркое проявление дистонии.
  • Как уже было сказано, ребенку важно обеспечить безопасность, а для этого необходимо позволить отказываться. Кроме традиционной словесной и голосовой формы, дети могут отворачиваться от предлагаемого предмета или замирать, чтобы избежать нежелательную деятельность (например, «веселая» игра по мнению взрослого). Так же специфическое выгибание всего тела может быть формой отказа. Заметив такие сигналы важно прокомментировать состояние малыша («тебе не нравится этот медведь») и поступить согласно ситуации – убрать нежелаемую игрушку.
  • Взгляд ребенка действительно может о многом рассказать. Так, задерживая взгляд на ком-то или чем-то, затем переводя его на вас, вероятно, ваше внимание привлекают: «мама, смотри, это же папа пришел» или «мама, там же мой любимый мяч, я так хочу его взять». Более того, дети с относительно сохранными интеллектуальными возможностями могут выбирать взглядом несколько карточек, тем самым строить высказывания.
  • Конечно же, улыбка обязательно подскажет о том, что малыш очень любит, и вы обязательно возьмете на заметку эту игру или игрушку для тренировки навыков общения.
  • Дети, у которых функция рук нарушена, но есть некоторые движения, могут научиться ими делать выбор. Для этого стимулируют произвольное движение при помощи привлекательного объекта – интересного предмета. Во время неоднократных случайных касаний у ребенка вырабатывается ассоциативная связь, после чего действия становятся произвольными.

Важно просто верить в своих детей и видеть в них прежде всего – обычного ребенка, а не его болезнь!

Автор: Ксения Манчук, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации.