13.01.2021

Болевой синдром – самая распространенная проблема при любом заболевании. Все дети чувствуют боль, даже новорожденные.
Почему боль нужно лечить
Острая боль, если ее не лечить, усугубляет течение заболевания и даже повышает риск его неблагоприятного исхода, а также может перейти в хроническую. Болезненные процедуры в детском возрасте негативно влияют на восприятие боли (болевой порог) на всю оставшуюся жизнь.
Шкалы боли
Для оценки боли применяются специальные шкалы. Чтобы использовать их эффективно, нужно подбирать шкалы в зависимости от возраста ребенка. Для новорожденных, детей до 3 лет, от 3 до 7 лет, для подростков разработаны разные инструменты. Шкалы могут применять как врачи и медсестры, так и родители детей.
При оценке боли учитываются невербальные знаки – когда ребенок не говорит, а также уровень его развития и интеллекта. Стоит помнить, что если ребенок не говорит о боли, это не значит, что ее нет.
При заполнении шкалы необходимо не только оценивать поведение ребенка, физиологические параметры, но и обязательно выявить причину боли, чтобы по возможности устранить ее.
Важно отметить, что идеальных шкал для оценки боли нет. Они не всегда дают объективную ситуацию, и относиться к ним нужно как к ориентировочным методикам. Но, несмотря на это, нужно их обязательно использовать, так как это дает возможность оценки интенсивности боли.
Шкала оценки боли у младенцев
Используется для оценки боли у детей в возрасте до 1 года. Шкалу могут заполнить родители, ориентируясь на выражение лица ребенка, на плач, дыхание, положение верхних и нижних конечностей, состояние сознания. Сумма баллов выше трех означает наличие боли.
Выражение лица:
Расслабленные мышцы, спокойной лицо, нейтральное выражение – 0 баллов;
Гримаса. Сжатые мышцы лица, изборожденный лоб, страдальчески изогнуты брови, подбородок и челюсть (негативное выражение лица – нос, рот, брови) – 1 балл.
Плач:
– Отсутствие плача, спокойствие – 0 баллов;
– Хныканье, умеренные прерывистые стоны – 1 балл;
– Сильный плач. Сильный крик. Высокий, пронзительный, непрерывный – 2 балл.
Дыхание:
– Дыхание расслабленное, обычное для данного ребенка – 0 баллов;
– Визуальное изменение дыхания. Вдыхание воздуха нерегулярное, быстрее обычного. Рвотные движения. Задержка дыхания – 1 балл.
Руки:
– Руки расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения рук – 0 баллов;
– Руки согнуты/вытянуты. Напряженные, выпрямленные руки, напряженное и/или быстрое движение, сгибание рук – 1 балл.
Ноги:
– Ноги расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения ног – 0 баллов;
– Ноги согнуты/вытянуты. Напряженные, выпрямленные ноги, напряженное и/или быстрое движение, сгибание ног – 1 балл.
Состояние возбуждения:
– Сон/пробуждение. Спокойный, мирный сон со случайными движениями ног – 0 баллов;
– Суетливое состояние. Тревога, беспокойство и нервные движения – 1 балл.
Поведенческая шкала для детей до 3 лет
Шкала учитывает выражение лица, движения ног, характер крика, а также насколько ребенок поддается успокаиванию, и особенности его поведения. Общая оценка равна сумме баллов по всем пунктам. Минимальная оценка равна 0, максимальная – 10 баллам. Чем выше оценка, тем сильнее боль, и тем хуже себя чувствует ребенок.
Лицо:
– Неопределенное выражение или улыбка – 0 баллов;
– Редко – гримаса или сдвинутые брови. Замкнутость. Не проявляет интереса – 1 балл;
– Частое или постоянное дрожание подбородка. Сжимание челюстей – 2 балла.
Ноги:
– Нормальное положение, расслабленность – 0 баллов;
– Не может найти нормального положения, постоянно двигает ногами. Ноги напряжены – 1 балл;
– Брыкание или поднимание ног – 2 балла.
Движения:
– Лежит спокойно, положение нормальное, легко двигается – 0 баллов;
– Корчится, сдвигается вперед и назад, напряжен – 1 балл;
– Выгибается дугой, ригидность, подергивания – 2 балла.
Плач:
– Нет плача (в состоянии бодрствования и во сне) – 0 баллов;
– Стонет или хнычет, время от времени жалуется – 1 балл;
– Долго плачет, кричит или всхлипывает, часто жалуется – 2 бала.
Насколько поддается успокоению:
– Доволен, спокоен – 0 баллов;
– Успокаивается от прикосновений, объятий, разговоров. Можно отвлечь – 1 балл;
– Трудно успокоить – 2 балла.
Шкала тактильной и визуальной оценки боли
При оценке боли используются прикосновения к ребенку и наблюдение за ним. Боль оценивается по десятибалльной шкале: 0 – нет боли, 10 – нестерпимая боль.
Напряженность лица:
– Напряжение на лице (страх или боль), сжатый рот, напряжение или обеспокоенность в глазах, расстроенный взгляд – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть.
Положение головы:
– Голова асимметрична – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть;
– Шея несимметрично расположена на плечах, плечи приподняты – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть.
Дыхание:
– Грудное и/или нерегулярное дыхание и/или дыхание ртом и/или межреберными мышцами и/или раздувание крыльев носа и/или потрескивание – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть.
Частота сердечных сокращений:
Учащение и/или снижение частоты сердечных сокращений – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть.
Положение рук и ног:
– Руки плотно прижаты к телу или скрещены у лица, груди или живота – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть;
– Кулаки (невозможно или сложно открыть пальцем) – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть;
– Колени плотно вместе или туго скрещены – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть;
Пальцы загибаются вверх с твердыми ступнями, лодыжки плотно сведены – 0 баллов, если нет; 1 балл, если есть.
Источники:
https://pro-palliativ.ru/blog/shkaly-opredeleniya-boli-u-detej/
https://www.rcpcf.ru/wp-content/uploads/2014/08/Brochure_Pain_algorhitms_2015_for_site.pdf