10.03.2022
Очень важно развитие ранней помощи “особенным” детям. Чем раньше такой ребенок получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы. И здесь в разной мере, последовательно изменяя процентное соотношение, обязательно должны присутствовать три услуги: медицинская, образовательная и социальная.
…Чрезвычайно важно не утратить особые принципы деятельности коррекционной педагогики, в том числе для самых маленьких.
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Основными направлениями являются:
- Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.
- Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии.
- Направление в соответствующую территориальную службу ранней помощи.
- Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.
- Разработка индивидуальной программы развития.
- Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).
- Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка.
- Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи.
- Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.
- Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития.
Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задача специального образования на этом возрастном этапе жизни ребенка – просвещение и обучение родителей. Поэтому специальный педагог и психолог должны убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы в параллели с медицинской помощью.
Прежде всего это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития.
Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:
в дошкольных образовательных организациях,
в учреждениях здравоохранения,
в учреждениях социальной защиты,
в центрах психолого-педагогической и социальной помощи.
На самом деле, ранняя помощь предназначена не только для того, чтобы помочь развиваться детям-инвалидам. Она предназначена и для профилактики вторичных нарушений. Если у ребенка есть, серьезное нарушение зрения, то в его функционировании без нашего вмешательства могут возникнуть, например, нарушения коммуникации и речи, движения, отставание в познавательном развитии.
Данная статья написана с использованием материала сайта: http://wiki.stavcdo.ru/images/3/36/Mezencevaovz.pdf, https://ds4-tmr.edu.yar.ru/bazovaya_ploshchadka/ssilki_na_literaturu/prikhodko_sistema_ranney_pomoschi_2015_early_help.pdf