22.01.2021
Игра – универсальный язык детства. Каждый ребенок имеет право на время и возможность для игры. Роль игры в качестве средства общения, инструмента, помогающего отвлечься, и ее ценность в целостном нормальном развитии ребенка неоспоримы.
Роль и ценность игры увеличиваются, если ребенок становится более уязвимым из-за болезни или инвалидности. Несмотря на это, время на игру часто забывают выделить или считают игру неважной в тот момент, когда все внимание взрослых, ухаживающих за ребенком, сосредоточено на смягчении клинических симптомов и снижении психологического воздействия болезни на ребенка.
На самом деле – игра важна и для ребенка и для взрослого! Она позволяет отвлечься от проблем, установить более тесный контакт, наконец – раскрыть своего ребенка.
ТАКТИЛЬНОСТЬ
Развитие тактильности и тактильного опознавания предметов направлено на развитие восприятия, мышления, памяти и формирование тонкой моторики руки.
Важно, чтобы ребенок прочувствовал границы собственного тела: где находится «Я» (внутри той кожи, которую так нещадно трогают) и «Не-Я», то есть весь окружающий мир. Контакт с миром происходит именно на границе тела, то есть на поверхности кожи.
Как осуществляется работа на практике? Уже здороваясь, можно попросить ребенка дать руку. Если с ребенком обращаться ласково и дать ему некоторое время на то, чтобы он к вам привык, то ребенок достаточно легко может пойти на контакт.
Далее следует очень внимательно отслеживать все реакции ребенка: можно или нельзя двигаться дальше? Руки, тело, голова более уязвимые с психологической точки зрения части тела, поэтому сначала следует поиграть пальчиками, ладошкой или ножками.
Следует заранее предупреждать ребенка о том, что с ним будут делать в следующий момент, какие последуют прикосновения. Начинать работу следует с элементарных прикосновений рукой. Ребенка можно гладить с различной силой нажима, касаться пальцем, ладонью, различными массажными приспособлениями: лоскутами ткани разной фактуры (мех, бархат, мочалка), кисточками, насыщая тактильный мир маленького пациента различного рода стимулами.
Движения следует осуществлять по определенной схеме: от центра тела – к его периферии, сверху вниз. В этот момент с ребенком следует разговаривать, описывая ту часть тела, с которой в данный момент происходит работа. Например: «Какая у тебя прекрасная рука, такая длинная, с такими замечательными пальчиками». Таким образом, можно рассчитывать на то, что ребенок начнет соотносить речь и прикосновение.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
С развитием мелкой моторики рук неразрывно связано развитие не только речи, но и общего психического состояния ребенка. Известно, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, и лишь потом появляется речь. Все дальнейшее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от тонких движений пальцев рук.
Какие упражнения можно использовать (в зависимости от состояния и возможностей ребенка):
Массаж пальцев рук. Если у ребенка нет возможности делать его самостоятельно, то массаж проводит психолог или родители:
— поглаживаем кисти рук от кончиков пальцев к запястью;
— сгибаем и разгибаем каждый пальчик;
— растираем каждый пальчик;
— сжимаем и разжимаем пальцы в кулак;
— стучим ладошками по массажному коврику, катаем массажный мячик;
— рукопожатие;
— похлопывания ладошками, кулачками.
Пальчиковые игры. Упражнения для пальцев рук, сопровождающиеся различными рифмовками, стихами. Наиболее известные, это «Ладушки» и «Сорока-ворона».
Игры на развитие «социальной зоны» руки: шнуровка, нанизывание колечек на стержень, нанизывание бусин на шнурок, перекладывание пуговиц (фасолин, спичек) из одной емкости в другую.
Игры с песком:
Ребенок трогает песок, при этом фиксируется его внимание на различных характеристиках песка: «Песок холодный, влажный…».
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый оставляют отпечатки ладоней, кончиками пальцев «ходят» по песку, чертят линии, рыхлят, копают песок ладошками.
На глазах у ребенка в песок закапывается игрушка, а потом предлагается ее откопать руками.
Игры с водой:
— медленно опускаем и вынимаем руки из воды;
— ступаем ладошками по дну, трогаем предметы на дне таза;
— мочалками различной фактуры растираем ладошки, отслеживая разницу от их прикосновений.
И конечно – важно всегда общаться с ребенком. Мозг должен работать. И увидите – ваш неизлечимо больной неговорящий обездвиженный малыш вас еще удивит! Ведь у него есть самое главное – семья, мама, любовь.
Источники: брошюра «Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной помощи» http://www.rcpcf.ru/wp-content/uploads/2015/10/Brochure_Psychohelp_and_games_2015_for_site.pdf