ЕВИТА - благотворительный фонд Право на домашнее обучение: кто выбирает? — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Главная > Проекты > ЮРИК С КНОПОЧКОЙ > Право на домашнее обучение: кто выбирает?

Право на домашнее обучение: кто выбирает?

01.03.2022

Заключение ВК ( Врачебной комиссии)  о нуждаемости в домашнем обучении – желание родителей, но не обязанность.

Прежде чем разбираться в этой системе, в проведении ВК и оформлении  прочих документов, родитель должен четко понимать, что он хочет (поскольку все детки разные).

Практика обучения детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями, в силу которых нередко продолжительность жизни ограничена, в России была инициирована и стала возможной лишь в середине 90-х – начале 2000-х годов. По истечении 20 лет даже сегодня в российской детской паллиативной практике мы всё ещё сталкиваемся с прямым вопросом-утверждением родителей и специалистов: «Зачем тяжело больному ребенку педагог и обучение? Ему в университет не поступать!».

Нередко такое отношение вызвано стереотипами суждений и традиционным, привычным восприятием системы образования, без понимания ее широких возможностей и социальных перспектив. Нередко критики обучения неизлечимо больного ребенка руководствуются экономической целесообразностью, либо заботой о здоровье ребенка, которое может быть подвергнуто негативному воздействию учебной нагрузки или другими медицинскими и социальными причинами. Многим хочется защитить больного ребенка от чего-то, на их взгляд, опасного, излишнего и ненужного. Не всегда при этом осознавая, что, лишая чего-то важного, необходимого, общество ничего не предлагает этим детям взамен.

Прежде, чем перейти к вопросам организации образования детей-инвалидов с неизлечимым хроническим заболеванием, необходимо перечислить основные вопросы, которые задают специалисты:

является ли прогрессирующее заболевание ребенка препятствием для получения образования?

Имеют ли дети с прогрессирующими заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни, особые образовательные потребности?

Как включить ребенка, имеющего паллиативный статус, в образовательную среду сверстников?

А если ребенок имеет тяжелые множественные нарушения в результате болезни? Каковы краткосрочные и долгосрочные преимущества такой включенности?

Нацелены ли программы обучения детей, получающих паллиативную помощь, на достижение социальных и академических результатов?

Что делать, если ребенок с самого рождения видел только родителей и врача?

Каковы основные стратегии и методики обучения ребенка, отвечающие образовательным запросам ученика, получающего паллиативную помощь?

Учитывая нарастающую в современном мире неопределенность в жизни человека, создается впечатление, что на большинство из этих вопросов нет ответов. На самом деле – на большинство поставленных вопросов в законодательных актах и научной литературе ответы есть, но в каждом конкретном случае он будет иметь свои индивидуальные отличия и специфику. Это связано с тем, что любой вопрос понуждает нас искать подходящие именно для каждого ребенка решения и возможности к компромиссам.

В сообществе зарубежных и отечественных специалистов, оказывающих неизлечимо больным детям медико-социальную помощь, есть уверенное понимание, что образование для них может стать «своеобразным убежищем от мира больниц и болезней». Именно образование, как сфера жизнедеятельности человека, порождает множество коммуникаций с другими детьми и взрослыми, которые так необходимы больному ребенку для осознания обычного хода жизни, достижения текущих целей и исполнения желаний. Важно поддержать социальное, эмоциональное, духовное развитие ребенка, и тем самым повысить качество его жизни, а вместе с этим и качество жизни его семьи.

Теперь обратимся к пошаговой инструкции, что необходимо родителю (опекуну), чтобы ребенок находился на домашнем обучении.

На законодательном уровне основанием и условиями перевода ребенка на домашнее обучение в связи с состоянием здоровья служат следующие правовые акты: 

1.Федеральный закон №273 от 29.12.2012 « Об образовании в РФ» статьи 17, 34, 63. 

2.Приказ Минздрава России №436 от 30.06.2016 «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».

3.Федеральный закон №181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ». Определены болезни, позволяющие получить домашнее образование: Болезни кроветворных органов; Нарушения, влияющие на иммунную систему; Заболевания эндокринной системы; Расстройства поведения и психические расстройства; Болезни нервной системы; системы кровообращения; глаз и придаточного аппарата; органов дыхания; органов пищеварения; заболевания кожи; костно-мышечной системы; соединительных тканей; мочеполовой сферы.

Куда нужно обращаться?

Все организационные вопросы решает учебное заведение, к которому прикреплен ребенок. Поэтому, чтобы реализовать обучение на дому, родителям (опекунам) нужно написать заявление на имя директора школы. В документе указывается причина перевода на надомное обучение и данные о ребенке. При таком формате обучения дети имеют те же права, что и при посещении учебного заведения. Стоит обратить внимание, что существует еще семейная форма образования — процесс, в котором не принимают участие преподаватели из школы. В этом случае в роли педагога выступают законные представители ребенка, репетиторы и учебные центры.

Необходимые документы

Перед тем, как обратиться с заявлением к директору школы, необходимо собрать некоторые документы:

1.Заключение из поликлиники от врача, который ведет ребенка;

2.Справка ВК(врачебная комиссия), которая выносит заключение о состоянии здоровья пациента. После подачи заявления останется:

-Дождаться приказа о зачислении.

 -Получить журнал учета домашних заданий. Вся организация обучения составляется индивидуально с учетом физических и умственных способностей ученика. Также принимаются во внимание требования и рекомендации лечащего врача.

 

Образование помогает выстраивать общение, а значит и все, кто работают с больным ребенком, улучшат с ним коммуникации, увидят, что дети могут выражать свои эмоции, желания, могут сообщать об опасениях и выражать свои надежды. Ребенок в общении лучше проявляет сотрудничество с членами семьи и персоналом паллиативных служб. Поэтому, если состояние ребенка позволяет, никогда не следует препятствовать получению им образования. Любое, пусть даже самое непродолжительное обучение, создаст у ребенка и подростка ощущение наполненности событиями в жизни, как бы открывая его нам.

Статья написана с использованием материалов сайта:

https://pravovoi.center/judge/obuchenie-invalidov-na-domu.html,

https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/innovations-in-teaching-disabled-children-with-progressive-diseases-and-uncertain-life-prognosis?ysclid=kzn4ea8jr5,