06.01.2022

От обучения к развитию
Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Именно такую гипотезу в начале 20 века выдвинул выдающийся советский психолог, учение которого до сегодняшних дней ложится в основу исследователей всего мира.
Первостепенность обучения касается абсолютно каждого человека независимо от возраста и уровня развития. И в первую очередь речь идет о детях, имеющих те или иные пороки развития, тяжелые и множественные нарушения, генетические синдромы и заболевания, то есть о детях, на чье развитие повлияли любые неблагоприятные факторы. И чем раньше начнется специально организованное обучение, тем больше шансов у ребенка для личностного развития.
Почему же именно для этой группы детей так важно обучение?
Дело в том, что наиболее активное развитие мозга идет в первые три года жизни. Именно в этот, достаточно короткий, временной отрезок мозг наиболее пластичен и функции поврежденных или несозревших вовремя участков могут быть перераспределены между более сохранными. Таким образом, собственно говоря, формируются так называемые обходные пути развития.
Нормотипичный ребенок «обучается» практически самостоятельно: в определенное время активизируется та или иная зона мозга, появляются новые действия, эти действия в ходе многочисленных повторов совершенствуются и появляется новое умение. Каждое новое умение малыш упорно закрепляет: вспомните, с каким упоением полугодовалые дети сбрасывают на пол разные предметы и прислушиваются к звуку при их падении. Это – не баловство, а развитие слухового внимания. Со временем интерес к сбрасыванию пропадает, но появляется очередная «забава».
Ребенку, в развитии которого «что-то пошло не так», такое «самостоятельно обучение» достаточно часто недоступно. А значит и развитие притормаживается. И с каждым месяцем малыш все больше и больше отстает от своих сверстников. Но ведь вот такой особый ребенок родился не для того, чтобы пожизненно «быть больным»!
Что же делать?
Во-первых, не стоит откладывать самое минимальное обучение на «вот мы полечимся». Все надо делать параллельно: и лечиться, и учиться. Ведь обучение младенца – это не читать – писать – считать! Обучение младенца – это голос мамы и других близких, колыбельные и потешки, массажик и доступные физические упражнения. Важно «поймать» реакцию ребенка, правильно интерпретировать его самые минимальные телодвижения. Например, слепой ребенок «отворачивается», выставляя ухо, чтобы слышать голос мамы. А мама зачастую трактует это как нежелание ребенка с ней общаться.
Во-вторых, имеет смысл, как можно раньше обратиться к специалистам раннего развития. На территории Самарской области службы ранней помощи (СРП) действуют в системах трех ведомств: здравоохранения, социально-демографического развития и образования http://csoso.ru/wp-content/uploads/2019/07/справочник-измен-07.19.pdf. Специалисты СРП консультируют и оказывают помощь детям с нарушениями развития раннего (до трех лет) возраста. В особо сложных случаях помощь неорганизованным детям оказывается вплоть до школы.
В-третьих, самый первый дефектолог для ребенка – это мама. Это мама может аккуратно «вплести» в режимные моменты и потешки, и действия с игрушками, и различные, понятные малышу, игры: http://csoso.ru/?page_id=56.
Только внимательное и уважительное отношение к особому ребенку, в первую сторону, со стороны родителей, позволит ему развиваться и быть Личностью.