06.01.2022

Образовательные стандарты для всех.
Немного истории.
2005 год, стажировка «Организация интегрированного образования» (слово «инклюзия» тогда еще не вошло в обиход) в США (Сиэтл). Обычная школа. Класс для детей-инвалидов. Помещение, состоящее из 2 больших комнат с отдельным выходом на территорию школы. Другой выход – в школьный коридор. В этом классе находится 6 детей, двое из которых в инвалидных креслах, 1 – на функциональной кровати, трое передвигаются ползком или с ходунками. Четверо детей невербальные (неговорящие) и пользуются различными средствами дополнительной (альтернативной) коммуникации. В классе учитель и еще 4 взрослых (1 тьютор и 3 тьютора-ассистента).
Урок. Учитель называет номер задания и терпеливо ждет, пока ученики приготовят нужный материал (он у каждого в пронумерованных лотках). Ребята делают это максимально самостоятельно. Мальчик в кровати, например, показывает глазами на нужный ящик. Потом учитель объясняет задание, а тьюторы помогают детям. Именно помогают, а не выполняют за них. Задания разные, подобраны с учетом возможностей каждого.
Перемена. Дети в сопровождении взрослых выходят в школьный коридор и перемещаются в место общего сбора – на собрание. К ученику, находящемуся в кровати приходит брат – ученик этой же школы и массажист. И так выстраивается каждый школьный день. С вариациями, конечно. Кого-то из детей в школу привозят родители, а кто-то добирается на школьном автобусе, специально оборудованном.
Конечно, не в каждой школе г. Сиэтл обучаются вот такие ученики. На тот момент (2005г.) были определены школы, в которых преимущественно обучаются дети той или иной нозологической группы. Это — результат открытого обсуждения с учетом мнения общественных организаций в рамках закона об образовании штата Вашингтон.
И это не фантастика! Это – реальность!
Возможно ли такое у нас? Возможно! Нормативно-правовое обеспечение для этого есть. Банк методик регулярно пополняется. Дело в финансовым, матери ально-техническом и кадровым обеспечением.
Мы, конечно, задавали вопрос: «Как? Вы дошли до жизни такой?». И нам рассказывали про общественное движение родителей и специалистов, которое началось в 50-60-годы прошлого столетия.
Именно тогда, в самом начале нынешнего столетия в профессиональном сообществе специалистов помогающих профессий и общественных родительских организациях России начала развиваться тема «гибкие стандарты». И в России уже были локальные случаи обучения детей с тяжелыми формами инвалидности. Примером тому может служить ситуация, запечатленная в документальном фильме «Окно Сережи Басалаева».
В 2008 году впервые был опубликован проект Концепции специального образовательного стандарта. И лишь в 2014 году приняты Федеральный государственный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) и Федеральный государственный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ИН). Они распространяются на образовательные отношения, которые начались не ранее 1 сентября 2016 года. Таким образом, в настоящее время все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в 1-4 получают школьное образование, определенное ФГОС ОВЗ или ФГОС ИН, 5-9 классов – ФГОГС ИН или ФГОС ООО (основного общего образования), а 10-12 классов ФГОС ИН или ФГОС СОО (среднего общего образования).
ФГОС ИН, ФГОС ОВЗ и новый ФГОС ООО, вступающий в силу с 1 сентября 2022 года и есть те самые «гибкие стандарты», о которых совсем недавно мечтали родители особых детей и специалисты. Гибкость обеспечивается вариативностью Адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) и специальными индивидуальными программами развития (СИПР). Для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов – это 28 вариантов АООП, для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов – 15 вариантов АООП. При этом с 1 по 9 класс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) возможна организация обучения по СИПР. Для обучающихся с нарушениями слуха (зрения, опорно-двигательного аппарата), с расстройствами аутистического спектра в сочетании с умственной отсталостью образовательная организация разрабатывает индивидуальную образовательную программу с учетом психофизических особенностей.
Вариант образовательной программы определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же в своем заключении фиксирует направления психолого-педагогического сопровождения, включая педагогическое сопровождение реализации АООП (тьютора) и иные специальные образовательные условия (СОУ).
При зачислении ребенка с ОВЗ, что подтверждается предъявлением заключения ПМПК школа априори берет на себя обязательства по созданию рекомендованных СОУ.