ЕВИТА - благотворительный фонд Как правильно жаловаться на действия представителей органов власти и учреждений — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Главная > Проекты > ЮРИК С КНОПОЧКОЙ > Как правильно жаловаться на действия представителей органов власти и учреждений

Как правильно жаловаться на действия представителей органов власти и учреждений

28.12.2020

Продолжаем изучать Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Если вы попали в ситуацию, когда нужно обратиться с жалобой, то мы расскажем вам, как это сделать правильно.

Есть четыре золотых правила.

Первое правило. Жалуемся «снизу — вверх». То есть сначала пишем низовому исполнителю, и только после неудовлетворительного ответа идем дальше. Например, если мы жалуемся в прокуратуру, то алгоритм такой:
— районная прокуратура
— городская прокуратура
— областная прокуратура
— генеральная прокуратура.
Если напишете сразу в Генеральную прокуратуру, ваше письмо «спустят» в район, и район вам ответит. Это установлено п.3 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

Еще пример. Если вам не выдают положенные бесплатные лекарство, и вы написали в жалобу в региональный или федеральный минздрав, то информацию и те, и другие будут запрашивать у поликлиники. Поэтому обратитесь сначала к главврачу последней, и, если ваша жалоба не будет удовлетворена, идите дальше. По крайне мере, у вас на руках уже будет письменный ответ от поликлиники, и вы будете знать ее позицию/отсутствие позиции.
Второе правило. Первоначально жалуемся или обращаемся только в тот орган, который уполномочен решать ваш вопрос. Это называется принцип подведомственности.
Например, если вы напишете жалобу в бюро МСЭ, что вам не вписали в ИПРА гастростому (траехостому, лечебное питание), то заведомо обратитесь не по адресу.

Еще пример. Если вы решите пожаловаться в Министерство социальной политики Самарской области, что врачи в поликлинике вам, как матери ребенка-инвалида, отказывают в санаторно-курортном лечении – это будет тоже неверно.

Или вы недовольны качеством оказываемой паллиативной помощи и написали об этом – в прокуратуру. Куда за разъяснениями обратится прокуратура? Конечно, в министерство здравоохранения, но какая позиция будет у министерства – неизвестно.

Третье правило. Жалуемся согласно территориальному принципу. То есть, если поликлиника находится в Советском районе Самары, то жалуемся в прокуратуру Советского района, а не, скажем, Кировского района (п. 1,3 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).

В принципе, ничего страшного не произойдет. Тот орган власти, в который вы написали, будет обязан в течение семи дней, перенаправить ваше обращение в тот орган, который компетентен решить ваш вопрос, а вам – выслать уведомление об этом. Но – вы потеряете время.

Четвертое правило. Пишем жалобу четко, мысли формулируем ясно и просьбы (проблемы) излагаем конкретно. Нужны факты и доказательства с ФИО, должностями сотрудников и названиями учреждений, а не эмоции и куча вопросительных и восклицательных знаков.

Именно от того, как вы изложите свою жалобу, будет зависеть результат.

Что делать, если жалоба отправлена, а ответа нет
Очень часто случается, что жалоба есть, 30 дней, отведенных законом для ответа, прошло, а ответа нет.
Во-первых, важно доказать, что жалоба действительно отправлена и получена. Есть два варианта.

  1. Отправляете обращение через почту заказным письмом с уведомлением. От даты вручения адресату отсчитываете 30 дней, и понимаете, просрочен ответ или нет.

    2. Отправляете обращение по электронной почте на официальной почтовый ящик учреждения/органа власти и делаете скриншот. Вот он и станет подтверждением, что письмо вы отправили. Причем в теме письма рекомендуем подробно написать: кому и по какому вопросу и поставить дату отправления.

    Во-вторых, отправляйте жалобу в вышестоящую инстанцию и прикладывайте к ней копию/скрин/фото уведомления или скриншот.

          В-третьих, если вышестоящая инстанция также бездействует, отправляет «отписки», не решая вопрос по существу, обращайтесь в прокуратуру (сначала района, потом города, области и т.д.)

Пример. Вы письменно и с указанием законов обратились в поликлинику с просьбой выдать положенное вашему ребенку лекарство «Депакин» бесплатно. Поликлиника ответила вам письмом, в котором объяснила, почему она не может вам его выдать.

Далее вы пишете жалобу (также с указанием законов) в вышестоящую инстанцию (региональный Минздрав) или надзорный орган районного уровня (районную прокуратуру) и прикладываете копию ответа из поликлиники.

Мы также рекомендуем вам в обращениях напоминать о сроке, в течение которого вам должны ответить, и ответственности за несвоевременный ответ или его полное отсутствие.
Если и ответ регионального минздрава/районной прокуратуры не решил проблему, пишем жалобу в прокуратуру области.