ЕВИТА - благотворительный фонд Как правильно жаловаться и на кого — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Как правильно жаловаться и на кого

11.12.2020

Как общаться с органами власти. Обращения. Требования. Сроки

Согласно ст.33 Конституции РФ, граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения этих обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Рассмотрим основные понятия, которые позволят вам разобраться в тонкостях закона и стать юридически подкованными в таком непростом, как кажется на первый взгляд, деле.

Виды обращений

Обращение — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Существует три вида обращений в органы власти (ст. 4 Закона N 59-ФЗ).

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

С вышеуказанными обращениями вы можете обратиться в органы власти устно, письменно или в электронной форме.

Требования к письменному обращению

В своем письменном обращении в обязательном порядке вы указываете:

наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляете письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

— свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

—  излагаете суть предложения, заявления или жалобы;

— ставите личную подпись и дату.

В случае необходимости прилагаете к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Требования к электронному обращению

По большому счету, требования те же. Единственные отличия – вы будете отправлять обращения через тот или иной сайт (а не обычной почтой или через канцелярию/секретариат), и должны указать адрес электронной почты (обычно в форме для обращений на сайте такой пункт присутствует). Ответ вам придет также по электронной почте.

В каких случаях ваше обращение рассматривать не будут (ст. 11 Закона N 59-ФЗ)

Если обращение:

— написано неразборчивым почерком;

— не указан адрес для ответа (или указана недействующая электронная почта);

— анонимное (вы не указали свои ФИО);

— написано так, что не удается уловить его суть;

— содержит нецензурные, оскорбительные выражения, угрозы жизни и здоровью;

— а также если вы второй, третий и т.д. раз обращаетесь с одним и тем же вопросом, ответ на который вам уже был дан,

то органы власти/учреждения имеют право ваше обращение не рассматривать и вам не отвечать.

Сроки и стоимость обращения

Ваше обращение должно быть зарегистрировано в течение 3 дней с момента поступления в орган власти. Срок ответа 30 дней.

Отметим, рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. И что очень важно: органы власти обязаны принять и рассмотреть любое обращение.

Ответственность за нарушение срока рассмотрения обращения

Статья 15 Закона N 59-ФЗ предусматривает ответственность органов власти за нарушение сроков рассмотрения обращения. Виновные несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 Согласно ст 5.59 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Такие административные дела рассматриваются в суде.

 Что же делать гражданам в случае нарушения сроков? Жаловаться на неисполнение закона в прокуратуру того района, на территории которого находится игнорирующая ваши обращения организация.

И еще помните: в переписку мы вступаем «снизу-вверх» Если вы сразу напишите жалобу в прокуратуру, но получив ответ от того, на кого жалуетесь – скорее всего ответ будет формальным. Так как прокуратура обратится в вашему «обидчику» за разъяснениями, а он сделает вид, или что проблемы не существует, или что он впервые о ней слышит. Чтобы обжаловать решение, предположим, вашей поликлиники с отказом в обеспечении вашего ребенка лечебным питанием, сначала у вас должен быть официальный ( то есть письменный отказ) от поликлиники. Потом – от минздрава. И уже только после этих двух отказов вы имеете полное законное право обратиться в прокуратуру. При этом, обязательно приложив копии всех отказов, которые у вас уже есть.