ЕВИТА - благотворительный фонд Школа раннего развития для ребенка с ТМНР. Право на обучение и воспитание. — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Главная > Проекты > ЮРИК С КНОПОЧКОЙ > Школа раннего развития для ребенка с ТМНР. Право на обучение и воспитание.

Школа раннего развития для ребенка с ТМНР. Право на обучение и воспитание.

01.03.2022

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР). Дети данной группы в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений:

слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные

нарушения различной степени выраженности.

Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений.

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный  опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены, у большинства детей отмечается тотальное недоразвитие или нарушение всех высших психических функций.

Практически все дети имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Из-за физических, интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно и по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями.

Это делает сложным, а иногда и невозможным освоение обучающимися академических знаний, а также создает значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

В настоящее время, благодаря изменениям государственной политики России в сфере образования, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития получили право на обучение и воспитание в системе образования, а также на коррекционно-развивающую помощь в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями.

Цель обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – подготовить их к максимально возможной самостоятельной жизни, научить их по возможности обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, трудовая деятельность и досуг.

Группа детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития чрезвычайно неоднородна по своему составу, что создаёт проблемы диагностики и планирования содержания коррекционной работы с учётом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка, сложности проведения коррекционно-развивающей работы и организации сопровождения детей.

Основной сложностью в образовании детей с тяжелыми множественными нарушениями развития является поиск и подбор соответствующих методик работы, которые позволяли бы не только обучать ребёнка, но прежде всего, корректировали его психофизические особенности, помогали решать проблемы, возникающие при совместной с педагогами деятельности.

Педагоги и специалисты, работающие с детьми, имеющими тяжёлые и множественные нарушения развития испытывают значительные трудности при организации их обучения и сопровождения. Это определяется несколькими факторами:

 недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, а это обусловливает устойчивость и фиксированность нарушений, появление множества вторичных отклонений и трудности компенсации нарушенных функций у ребенка;

 на современном этапе в системе специального образования имеются апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с нарушениями развития, ориентированные на одно ведущее (первичное) нарушение, однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия;

 специалисты и педагоги зачастую профессионально и психологически не готовы осуществлять действенную помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Для эффективной помощи детям с ТМНР необходим комплексный подход к обучению и сопровождению данной категории детей; систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов;

скоординированное взаимодействие специалистов разных ведомств и служб: здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Итогом образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития является обеспечение доступности образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательной организации и места проживания; создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями детей; нормализация образа жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей.

Особенно актуальным является оказание детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития ранней комплексной коррекционной помощи.

Ранняя комплексная помощь – это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни. Ранний возраст является самым благоприятным для психофизического развития ребёнка, так как пластичность центральной нервной системы ребенка, способность к компенсации нарушенных функций, при целенаправленном лечении и коррекционном воздействии детерминируют возможность полного или частичного исправления первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах и предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

В системе образования ранняя комплексная психолого-педагогическая помощь функционирует как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение развития детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.

Воспитание детей раннего возраста является прерогативой родителей (законных представителей) ребёнка, большинство из которых не знакомы с особенностями развития детей в онтогенезе, не знают специфику проявлений нарушения развития у ребенка, не могут оказать своему ребенку необходимую помощь. Поэтому семьи, воспитывающие детей с выраженными нарушениями развития, нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Оказание ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля:

 в учреждениях здравоохранения (поликлиники, реабилитационные центры, Дома малютки, Центры реабилитации и абилитации и пр.);

 в учреждениях социального обслуживания ( Центры социальной помощи, Центры социального обслуживания населения и пр.);

 в учреждениях системы образования: Центры психолого-педагогического сопровождения (ППМС-центры), территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), Центры психолого-педагогической помощи, Центры диагностики и консультирования и пр., а также в структурных подразделениях, созданных на базе образовательных организаций – Службы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ, группы кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, группы «Особый ребенок», психолого-педагогические консультации

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, как правило, в раннем возрасте не посещают дошкольные образовательные организации, поэтому оказание коррекционно-педагогической работы осуществляется в разных Службах ранней помощи.

Система ранней комплексной помощи включает следующие направления деятельности:

 выявление младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

 ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;

просвещение и консультирование семьи (в больницах, поликлиниках, Консультационных пунктах и пр.);

установление диагноза и оформление инвалидности (в бюро медико-социальной экспертизы):

определение уровня развития ребенка, установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и проектирование индивидуальных программ раннего образования (в территориальной ПМПК);

оказание первичной помощи в реализации развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца или ребенка раннего возраста Служб ранней помощи (Службы ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, группы кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и другие).

организация своевременной систематической коррекционно-развивающей работы в системе образования;

обучение, психологическая и правовая поддержка семьи;

скоординированная деятельность всех учреждений и организаций, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения в оказании полного комплекса услуг семье и ребёнку с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Комплексная коррекционно-развивающая помощь ребенку раннего возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития и его родителям специалистами разных служб ранней помощи осуществляется с целью коррекции нарушений, развития личности ребенка, социальной адаптации, обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей и оказания психолого-педагогической поддержки его семье.

Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, необходимо адаптировать имеющиеся программно-методические материалы (в т.ч. рекомендованные Министерством образования РФ) с учетом структуры нарушений каждого ребенка, возможности создания в образовательной организации специальных условий, особенностей региональной системы образования.

В Самарской области такую работу ведет Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр специального образования». Здесь можно получить дополнительную информацию и записаться на консультацию можно по телефону 8(846)312-11-37