10.03.2022
Особенно актуальным является оказание детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития ранней комплексной коррекционной помощи.
Ранняя комплексная помощь – это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни. Ранний возраст является самым благоприятным для психофизического развития ребёнка, так как пластичность центральной нервной системы ребенка, способность к компенсации нарушенных функций, при целенаправленном лечении и коррекционном воздействии детерминируют возможность полного или частичного исправления первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах и предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медикопсихолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
В системе образования ранняя комплексная психолого-педагогическая помощь функционирует как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение развития детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития. Воспитание детей раннего возраста является прерогативой родителей (законных представителей) ребёнка, большинство из которых не знакомы с особенностями развития детей в онтогенезе, не знают специфику проявлений нарушения развития у ребенка, не могут оказать своему ребенку необходимую помощь. Поэтому семьи, воспитывающие детей с выраженными нарушениями развития, нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Оказание ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг,ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля:
в учреждениях здравоохранения (поликлиники, реабилитационные центры, Дома малютки, Центры реабилитации и абилитации и пр.);
в учреждениях социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей с выраженными нарушениями развития, Центры социальной помощи, Центры социального обслуживания населения и пр.);
в учреждениях системы образования: Центры психолого-педагогического сопровождения (ППМС-центры), территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), Центры психолого-педагогической помощи, Центры диагностики и консультирования и пр., а также в структурных подразделениях, созданных на базе образовательных организаций – Службы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ, группы кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, группы «Особый ребенок», психолого-педагогические консультации.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, как правило, в раннем возрасте не посещают дошкольные образовательные организации, поэтому оказание коррекционно-педагогической работы осуществляется в разных Службах ранней помощи.
Система ранней комплексной помощи включает следующие направления деятельности:
выявление младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;
ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;
просвещение и консультирование семьи (в больницах, поликлиниках, Консультационных пунктах и пр.);
установление диагноза и оформление инвалидности (в бюро медико-социальной экспертизы):
определение уровня развития ребенка, установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и проектирование индивидуальных программ раннего образования (в территориальной ПМПК);
оказание первичной помощи в реализации развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца или ребенка раннего возраста Служб ранней помощи (Службы ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, группы кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и другие).
организация своевременной систематической коррекционно-развивающей работы в системе образования;
обучение, психологическая и правовая поддержка семьи;
скоординированная деятельность всех учреждений и организаций, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения в оказании полного комплекса услуг семье и ребёнку с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Комплексная коррекционно-развивающая помощь ребенку раннего возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития и его родителям специалистами разных служб ранней помощи осуществляется с целью коррекции нарушений, развития личности ребенка, социальной адаптации, обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей и оказания психолого-педагогической поддержки его семье.
Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, необходимо адаптировать имеющиеся программно-методические материалы (в т.ч. рекомендованные Министерством образования РФ) с учетом структуры нарушений каждого ребенка, возможности создания в образовательной организации специальных условий, особенностей региональной системы образования.
Статья написана с использованием материла сайта: https://stud.surgpu.ru/media/medialibrary/2020/07/Оказание_комплексной_помощи_детям_с_ТМНР.pdf#:~:text=Цель%20обучения%20и%20воспитания%20детей,вза-имодействие%2C%20трудовая%20деятельность%20и%20досуг