ЕВИТА - благотворительный фонд А что он знает про игрушки? Игры в темноте. Игры в тишине. — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

А что он знает про игрушки? Игры в темноте. Игры в тишине.

10.03.2022

Забота с уважением дает нам знание о важности предоставления ребенку выбора. Важно предложить утренний наряд, блюдо, игрушку, мультик, в конце концов порядок надевания сандаликов, с левой или с правой ножки?

Чаще всего родители знают сигналы согласия или отказа, продуцируемые их ребенком и, что здорово, реагируют на них соответствующим образом. Но что делать, если на предложение поиграть в новенькое пианино не последует никакой реакции? Объяснить ребенку, что это за предмет, но не словами. Подумайте, как вы определите, что это за предмет (на примере пианино), если у вас отнять слух? Конечно, визуально сделать это проще простого, ведь вы взрослый человек и ваш опыт на столько богат, что самое нелепое воплощение этой игрушки не затруднит ее узнавание. Но ребенок может не видеть. Чаще в таком случае можно опереться на слух. Как правило незрячие дети любят то, что звучит и представление о предмете или деятельности складывается из того, что услышали. Со временем сформируется связь: «название» => слуховой образ предмета => вариант игр и действий с этим предметом. Герой и вдохновитель проекта – Юра имеет любимую игрушку, белого мягкого мишку, который поет. Как только этот медведь начинает петь Юра быстро начинает мурлыкать и радоваться, несмотря на то, что у него отмечается отсроченная реакция. Это наглядная демонстрация того, как ребенок может реагировать на знакомый предмет, даже не опирается только на слух. Даже если ребенок и не слышит, и не видит, у него обязательно сохранится что-то другое. Если вы воспитываете слепоглухого малыша, то наверняка замечали повышение двигательной активности или учащение дыхания, когда подходите к нему. Ваш запах, самый любимый и родной предвещает ласку, поцелуй, приятные покачивания и объятия. Это пример того, как ребенок может опираться лишь на обоняние. Важно задействовать сохранные анализаторы: слух, зрение, обоняние, осязание, кожную чувствительность, мышечно-суставную. Уверена, вы компетентный родитель, хорошо знаете и чувствуете своего ребенка!

Игры в тишине

Наряду с нарушением зрения можно встретить и другое сенсорное нарушение, такое как глухота или тугоухость. В первом случае ребенок неслышащий, во втором – слабослышащий. Часто ребенок с ТМНР имеет слепоглухоту, поэтому в статье будет описано именно это нарушение.

Как и в случае с нарушением зрения, ребенку с нарушением слуха необходимо дать представление о самом себе, работая с телом – формировать схему тела. Ребенку необходимо дать понять, что он есть тело и только после этого, он научится им управлять. Для этого необходимо задействовать глубокую чувствительность через проминания частей тела, глубокие массажные техники, смена положений частей тела и самого ребенка в пространстве. Полезным окажется совместное перемещение со взрослым в пространстве на руках, держа вертикаль. Перемещая ребенка, например, в коляске горизонтально вестибулярный аппарат будет получать один сигнал, взяв ребенка на руки – другой сигнал (от вертикального положения ребенка).

Одной из интересных рекомендаций к взаимодействию является «Совместное движение» или «Co-Active Movement». Взрослый делает все то, что делает ребенок, но его руками. Это дает ребенку возможность осознать, что есть другой человек, который отвечает на твои просьбы. Например, ребенок пытается захватить мяч, чтобы побросать, поиграть. Взрослый может подключиться и поуправлять руками ребенка в данной деятельности. Главное быть чувствительными к сигналам ребенка и считывать их истинное значение! Быть точно уверенными, что, например, ребенок хотел играть с этим мячом. В противном случае ребенок пассивно будет заниматься тем, что решили делать вы, неправильно распознав сигнал, тем самым формировать выученную беспомощность.

Бывает так, что родителям не очень хорошо известно о состоянии слуха их ребенка. Поэтому, для определения степени потери слуха используют такие методы как: СВП (вызванные слуховые потенциалы), аудиометрии.

Определив состояние слуха и зрения необходимо подумать об игрушках, в которые будет удобно и интересно играть ребенку.

Исходя из состояния слуха необходимо подобрать то звучание, ту громкость, которые доступны для восприятия ребенка. Аналогичным образом подбирается цвет, размер и расстояние предъявления объекта. Например:

1) поработав со схемой тела, с руками предложить дотягиваться до звучащей игрушки,

2) которая предъявлена со стороны уха, которое лучше слышит

3.)Выбрав тот цвет игрушки, который ребенок видит (например, большой желтый пищащий цыпленок со светящимся элементом), предъявленный на коротком расстоянии на однотонном контрастном фоне.

Как всегда, подводя итог, хочу сказать, что родитель лучший наблюдатель и учитель. Важно верить своим глазам и ушам не взирая на тонны листов в медицинской карте.