ЕВИТА - благотворительный фонд Зачем учить паллиативного ребенка? — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Зачем учить паллиативного ребенка?

01.03.2022

Тема обучения детей-инвалидов – один из самых тяжелых вопросов. С одной стороны, все понимают, что образование  необходимо всем. Ни у одного родителя не возникает вопроса, нужно ли учить своего ребёнка. Возможно, мамы и папы задумываются, будет их чадо ходить в общеобразовательную школу, в гимназию или учится на дому, но отказываться от учебы никто не планирует.

С другой стороны, когда встает вопрос об образовании детей с особенностями, у людей, далеких от проблем сирот-инвалидов, возникает вопрос – зачем их учить?

У каждого могут быть свои причины сомневаться в необходимости обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но, чаще всего, возражения сводятся к следующему: «У него такие тяжелые нарушения, лучше заняться его здоровьем. Да и зачем ему чему-то учиться, он все равно самостоятельно жить не сможет? Что ему дадут знания алгебры или литературы?».

Да, со стороны может казаться, что ребенок-инвалид настолько погружен в свое заболевание, что ничего другое ему не интересно и не нужно. Но начнем с того, что право ребёнка на образование закреплено на законодательном уровне. То есть каждый ребёнок имеет право учиться, а не мы наделены правом решать, надо это ему или нет.

Часто у людей возникает сомнение в необходимости обучение детей с ОВЗ, потому что они предполагают, что образование – это исключительно школьная программа: алгебра, геометрия, русский язык, литература, химия, физика и т.д. и т.п.

Но когда мы говорим о детях с особыми потребностями,  мы говорим не о формулах и предметах, не о заучивании правил и работу с некими абстракциями. Мы говорим про это возможность приблизить детей-инвалидов к социуму, дать шанс жить наравне с остальными, не быть белой вороной, вывести их жизнь на абсолютно иной качественный уровень. В конце концов, освоение новых навыков и умений – это тоже образование.

Конечно, есть дети, которых обучить нельзя (категория детей, чей мозг в силу произошедших нарушений просто не способен усваивать и обрабатывать получаемую информацию). Но есть одно очень важное «но»! Даже в этом случае не значит, что такие дети должны получать лишь медицинский уход. Да, они скорее всего не будут говорить и не смогут различить, кто именно к ним пришёл. Но всё-таки они тоже воспринимают! Они живы, они чувствуют! А значит, их должны окружать не только белый потолок и стены. Что и как именно воспринимают дети с тяжелыми нарушениями, точно неизвестно, но мы знаем одну простую истину – если сеять что-то хорошее, прорастет нечто прекрасное.

Сложность работы с такими детьми заключается в том, что мы ждём результата от своей проделанной работы, желательно, незамедлительного и ощутимого. А в работе с тяжелыми инвалидами нужно уметь видеть микро-результаты, я бы даже сказала, нано-результаты. Поймали трёхсекундный взгляд глаза в глаза? Победа! Слегка дернул пальцами в сторону предложенного предмета? Победа! И так во всем.

Обучение с индивидуальным педагогом – это другой уровень, это дополнительный шанс для ребёнка. И он напрямую связан со здоровьем подопечного. Потому что, чем эффективнее мы ему поможем ребенку в вопросе здоровья, тем больше навыков он освоит.

Важно, чтобы образовательный процесс у таких детей не прерывался, ведь период реабилитации может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а в их жизни было и так упущено уже очень многое.

 

Статья написана с использование материалов сайта: https://doroga-zhizni.org/zachem-uchit-detej-invalidov.html