ЕВИТА - благотворительный фонд Образовательные стандарты для всех. — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Образовательные стандарты для всех.

06.01.2022

 Образовательные стандарты для всех.

Немного истории.

2005 год, стажировка «Организация интегрированного образования» (слово «инклюзия» тогда еще не вошло в обиход) в США (Сиэтл). Обычная школа. Класс для детей-инвалидов. Помещение, состоящее из 2 больших комнат с отдельным выходом на территорию школы. Другой выход – в школьный коридор. В этом классе находится 6 детей, двое из которых в инвалидных креслах, 1 – на функциональной кровати, трое передвигаются ползком или с ходунками. Четверо детей невербальные (неговорящие) и пользуются различными средствами дополнительной (альтернативной) коммуникации. В классе учитель и еще 4 взрослых (1 тьютор и 3 тьютора-ассистента). 

Урок. Учитель называет номер задания и терпеливо ждет, пока ученики приготовят нужный материал (он у каждого в пронумерованных лотках). Ребята делают это максимально самостоятельно. Мальчик в кровати, например, показывает глазами на нужный ящик. Потом учитель объясняет задание, а тьюторы помогают детям. Именно помогают, а не выполняют за них. Задания разные, подобраны с учетом возможностей каждого.

Перемена. Дети в сопровождении взрослых выходят в школьный коридор и перемещаются в место общего сбора – на собрание. К ученику, находящемуся в кровати приходит брат – ученик этой же школы и массажист. И так выстраивается каждый школьный день. С вариациями, конечно. Кого-то из детей в школу привозят родители, а кто-то добирается на школьном автобусе, специально оборудованном.

Конечно, не в каждой школе г. Сиэтл обучаются вот такие ученики. На тот момент (2005г.) были определены школы, в которых преимущественно обучаются дети той или иной нозологической группы. Это  — результат открытого обсуждения с учетом мнения общественных организаций в рамках закона об образовании штата Вашингтон. 

И это не фантастика! Это – реальность! 

Возможно ли такое у нас? Возможно! Нормативно-правовое обеспечение для этого есть. Банк методик регулярно пополняется. Дело в финансовым, матери ально-техническом и кадровым обеспечением.

Мы, конечно, задавали вопрос: «Как? Вы дошли до жизни такой?». И нам рассказывали про общественное движение родителей и специалистов, которое началось в 50-60-годы прошлого столетия.

Именно тогда, в самом начале нынешнего столетия в профессиональном сообществе специалистов помогающих профессий и общественных родительских организациях России начала развиваться тема «гибкие стандарты». И в России уже были локальные случаи обучения детей с тяжелыми формами инвалидности. Примером тому может служить ситуация, запечатленная в документальном фильме «Окно Сережи Басалаева». 

В 2008 году впервые был опубликован проект Концепции специального образовательного стандарта. И лишь в 2014 году приняты Федеральный государственный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) и Федеральный государственный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ИН). Они распространяются на образовательные отношения, которые начались не ранее 1 сентября 2016 года. Таким образом, в настоящее время все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в 1-4 получают школьное образование, определенное ФГОС ОВЗ или ФГОС ИН, 5-9 классов – ФГОГС ИН или ФГОС ООО (основного общего образования), а 10-12 классов ФГОС ИН или ФГОС СОО (среднего общего образования).

ФГОС ИН, ФГОС ОВЗ и новый ФГОС ООО, вступающий в силу с 1 сентября 2022 года и есть те самые «гибкие стандарты», о которых совсем недавно мечтали родители особых детей и специалисты. Гибкость обеспечивается вариативностью Адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) и специальными индивидуальными программами развития (СИПР). Для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов – это 28 вариантов АООП, для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов – 15 вариантов АООП. При этом с 1 по 9 класс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) возможна организация обучения по СИПР. Для обучающихся с нарушениями слуха (зрения, опорно-двигательного аппарата), с расстройствами аутистического спектра в сочетании с умственной отсталостью образовательная организация разрабатывает индивидуальную образовательную программу с учетом психофизических особенностей.

Вариант образовательной программы определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же в своем заключении фиксирует направления психолого-педагогического сопровождения, включая педагогическое сопровождение реализации АООП (тьютора) и иные специальные образовательные условия (СОУ). 

При зачислении ребенка с ОВЗ, что подтверждается предъявлением заключения ПМПК школа априори берет на себя обязательства по созданию рекомендованных СОУ.