ЕВИТА - благотворительный фонд Мама — первый дефектолог — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

Мама — первый дефектолог

06.01.2022

Для каждого ребенка первым воспитателем и первым учителем становится мама. Особый ребенок – не исключение. Вот только функции его мамы более обширные – не только воспитательные, но и медицинские, реабилитологические, диетологические, развивающие и многие другие.

Используемый здесь термин «Мама-дефектолог» является достаточно условным. Речь не идет о профессии олигофрено-, тифло- или сурдопедагога. Речь идет о системной помощи особому ребенку в его физическом и личностном развитии. Даже в случае организованного профессионального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития особого ребенка крайне необходимо поддерживать и совершенствовать (генерализировать) те умения, которые формируют специалисты.

Что же надо понимать маме-дефектологу?

  1. Любой ребенок (даже самый-самый «тяжелый») развивается!

Естественно – в своем темпе, по правилам, отличным от общепринятых. Вот только ему нужно помочь в развитии, причем с самых первых дней и недель. 

  1. Действия малыша, порядок и темп их формирования и совершенствования для каждого особого ребенка эксклюзивны. А значит маме–дефектологу следует быть очень-очень внимательной и в дневнике наблюдений отмечать даже самые минимальные подвижки в развитии. Например, в первый день малыш не обращал внимания на картинку/игрушку, закрепленную в кроватке, во второй (третий, пятый и т.д.) – зафиксировал на ней взгляд на 1-2 секунды, через неделю (месяц) – искал ее и расстраивался, если не находил, а спустя еще какое-то время – начал выделять ее среди других, делать телодвижение (любое, самое минимальное) в ее сторону. Это, собственно, и есть развитие. И отследить его может только мама.
  2. У каждого человека есть зоны актуального и ближайшего развития . Особый ребенок – не исключение! Зона актуального развития – это умения и знания, которые проявляются в настоящее время, которыми ребенок владеет: от открывания рта во время кормления и захвата игрушки до активного самообслуживания. Например, если ребенок по объективным причинам не может самостоятельно мыть руки, но знает правило «мыть руки перед едой» и слыша: «Сейчас будем кушать!», — доступным ему способом показывает, что надо бы руки помыть, то можно говорить наличии данного умения в зоне актуального развития.

Зона ближайшего развития – это результат обучения, направленного на формирование у ребенка нового умения, которое является логическим продолжением уже освоенного. Например, в активе ребенка знание правила «мыть руки перед едой» и он с готовностью протягивает, глядя в направлении места, где это обычно делают; тогда в зоне ближайшего развития – подходящий жест или звук, или картинка/предмет. Выбор средства для посыла сообщения ребенка маме зависит от его физических, интеллектуальных, вербальных возможностей. И мама может сама определить эти средства или обратиться за помощью к специалисту. Здесь важна системность использования выбранного средства. То есть, каждый раз мытью рук предшествует использование соответствующего жеста / картинки / предмета до тех пор, пока ребенок не будет сам его использовать. Таким образом, новое умение из зоны ближайшего развития переходит в зону актуального развития.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. Таким наставником для особого ребенка становится мама. Только она, наблюдая своего малыша каждый день, может создавать условия для расширения зоны его актуального развития и все более самостоятельным. Именно поэтому мама – первый дефектолог особого ребенка.