ЕВИТА - благотворительный фонд АДК: игры в темноте — Благотворительный фонд «ЕВИТА»
Для юридических лиц
Для обращений за помощью
Для СМИ и по вопросам сотрудничества

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем вечно клясть темноту...

АДК: игры в темноте

06.01.2022

По-моему, очень удачное название для цикла статьей о детях, которые не могут играть так как все. 

Для того, чтобы ребенок, имеющий нарушения зрения или тотальную слепоту мог поиграть, необходимо создать определенные условия. Конечно, начинать нужно с ухаживающего взрослого. Невозможно быть продуктивным без Веры в то, что мы делаем. В некоторых случаях, отдача от ребенка не заставит себя ждать, и вы сможете увидеть настоящее чудо, которое вдохновит на дальнейшее взаимодействие!

Вторым важным моментом является адаптация пространства и игрушек. Необходимо сделать комфортные и удобные условия, учитывая особенности зрения или его отсутствия. 

Организуя среду необходимо правильно разобраться со светом. В каждом случае поведение ребенка будет разным. Например, при повышенной чувствительности к свету ребенок даже может испытывать боль и дискомфорт. Уверена, вы это уже могли заметить. Ребенок всегда подскажет вам об этом своим поведением-заплачет или забеспокоится. Выигрышной стратегией будет установить свет так, чтобы не попадать в лицо, глаза ребенка, а осветить объект взаимодействия. При пониженной остроте зрения лучше отказаться от маленьких игрушек, которые приспособлены где-то в другом конце кроватки. Еще одной универсальной рекомендацией является использование контрастных поверхностей. Отвлекающие блестящие или пестрые фон и такая же игрушка могут не спровоцировать ожидаемой вами реакции. Самыми контрастными цветами являются белый и черный. Однако известен случай, когда при помощи специальных исследований у одного подопечного были определены воспринимаемые цвета — желтый и черный. И так, правильно организовав при помощи эрготерапевта позу, можно приступить к настоящей игре. Да, игра будет сенсорной (направленная на получение ощущений), но возможно, при помощи нее у ребенка будет развиваться функциональное зрение. Цель такой игры – не только развитие функционального зрения, но и получение удовольствия от происходящего. Не ставьте перед собой глобальных задач. Важно помнить и о том, что необходимо соблюдать рекомендации не только в момент специального занятия, но и в естественной среде. Рекомендации на подготовительном этапе могут быть следующие:

  1. Ребенок должен быть готов к взаимодействию (здоров, сыт, удовлетворены естественные нужды, удобная поза);
  2. Правильная организация света;
  3. Выделить «рабочие» зоны ребенка (например, столик для занятий, для кормления, стенки кроватки) с учетом контрастности цветов;
  4. Не предъявлять большое количество игрушек одновременно;
  5. Предметы ежедневного пользования можно пометить клейкой лентой: приклеить полоски к бутылочке, например.
  6. Показывая игрушку, предлагаем «посмотри», «взгляни», «найди»;
  7. Такие реакции как вздрагивание, поворот головы, широко раскрытые глаза, моргание, улыбка, снижение или повышение двигательной активности, изменение характера дыхания могут свидетельствовать о том, что ребенок видит стимул;
  8. Если у ребенка есть остаточное зрение, старайтесь не вкладывать игрушку в руку, пока он к ней не потянется;
  9. Трясите и передвигайте предметы, чтобы привлечь зрительное внимание ребенка;
  10. По возможности используйте предметы с постоянной цветовой маркировкой (например, питьевая чашка малыша всегда красная);
  11. Учитывайте возможность зрительного утомления;
  12. Всегда помните, что иногда для реакции ребенку необходимо время.

Автор — дефектолог, специалист по АДК Ксения Манчук

Литература:

Перкинс школа: руководство по обучению детей с нарушением зрения и множественными нарушениями развития. — / Кэти Хайд . – М.: Теревинф, 2018.